Терапия фиброзно-кистозной мастопатии (ФКБ) может носить как консервативный, так и хирургический характер. Узловые формы мастопатии, внутрипротоковые папилломы и доброкачественные опухоли подлежат хирургическому лечению. Консервативная терапия допустима лишь при диффузной форме мастопатии и предусматривает применение витамино- и энзимотерапии, иммуномодулирующих и нейролептических средств, антигистаминов и антипростагландинов, гормональных и спазмолитических препаратов, фитотерапии и ряд других методов лечения.
В лечении больных с ФКБ ведущее место занимает системный подход, который должен охватывать все многообразие этиологических факторов, приводящих к развитию заболевания, учитывать возможные нейро-эндокринные нарушения и особенности процессов метаболизма. Несомненно, лечение больных с доброкачественными заболеваниями молочных желез должно быть комплексным, длительным, с учетом гормональных особенностей, сопутствующих экстрагенитальных и гинекологических заболеваний.
В консервативном лечении мастопатии успешно применяют антиэстрогены, механизм действия которых основан на конкурентном связывании с рецепторами эстрадиола в тканях молочных желез. Многолетний опыт показывает, что препараты успешно применяется в онкологической практике в терапии РМЖ. Кроме того, с внедрением антиэстрогенов в клиническую практику появилась реальная возможность успешного лечения ДЗМЖ.
После 10–12-недельного приема значительно уменьшаются симптомы масталгии, рентгенологически отмечается уменьшение плотности железистого и фиброзного компонентов за счет снижения объема гиперплазированных элементов.
В последние годы изучается эффективность нового поколения антиэстрогенов, которые блокируют альфа-эстрогеновые рецепторы молочной железы и эндометрия.
Бромкриптин (парлодел) – полусинтетическое производное алкалоида спорыньи – эргокриптина, специфический агонист дофаминовых рецепторов. Ввиду стимулирующего действия на дофаминовые рецепторы гипоталамуса бромкриптин тормозит секрецию пролактина и соматотропного гормона гипофиза уже через несколько часов после приема. Бромкриптин нашел широкое применение в гинекологической, неврологической, нейрохирургической практике, в частности для лечения микро- и макроаденом гипофиза. Весьма эффективно и патогенетически обосновано применение препарата у больных с пролактиномами гипофиза, а также при функциональной гиперпролактиновой аменорее и бесплодии. При мастопатии препарат назначают с целью коррекции проявлений латентной гиперпролактинемии.
С целью лечения диффузной ФКБ применяют гонадотропины. Например, даназол – производное синтетического стероида 17альфа-этинилтестостерона.
Препарат вызывает снижение частоты пульсирующих выбросов гонадотропин-рилизинг-гормонов (ГнРг) в гипоталамусе, оказывает прямое действие на стероидогенез в яичниках, конкурентно связывая ряд ферментов, участвующих в синтезе стероидных гормонов. Не оказывает эстрогенного действия, обладает слабой андрогенной активностью с сопутствующим анаболическим эффектом.
Однако терапия даназолом сопровождается обменными нарушениями и побочными эффектами: аменореей, увеличением массы тела, изменением артериального давления и т.д.
Среди гормональных препаратов последнего поколения, применяемых при лечении ДЗМЖ, особого внимания заслуживает комбинированный стероидный препарат “Ливиал” (тиболон). В клинической практике ливиал применяют для лечения больных с менопаузальными расстройствами. Его уникальность заключается в том, что активное стероидное соединение, являясь производным 19-норстероидов, обладает одновременно эстрогенным, гестагенным и слабоандрогенным действием.
Препарат способен изменять метаболизм эстрадиола путем быстрого и активного связывания его с эстрогенными рецепторами молочных желез и путем перехода эстрадиола в менее активную фракцию – эстронсульфат, который практически не вызывает пролиферативных процессов в органах-мишенях.
В консервативном лечении мастопатии важная роль принадлежит низкодозированным гормональным контрацептивам. Многие исследователи сходятся во мнении о протективном действии этих препаратов в отношении доброкачественных заболеваний и рака молочных желез. Установлено, что прием гормональных контрацептивов на протяжении года снижает риск возникновения мастопатий на 50–75%, риск развития рака молочных желез – в 2 раза.
Механизм действия комбинированных оральных контрацептивов включает подавление гонадотропной функции гипофиза посредством торможения выработки синтезируемых гипоталамусом рилизинг-гормонов, что приводит к торможению овуляции. Лечебное действие препаратов выражается в уменьшении и исчезновении симптомов масталгии в течение первых месяцев применения, при этом наблюдается прогрессивное снижение частоты (40%) ФКМ. Учитывая потенциальную роль эстрогенов в развитии мастопатии, наиболее предпочтительны низкодозированные гормональные контрацептивы, содержащие не более 0,035 мг этинилэстрадиола (марвелон, мерсилон, фемоден, регулон, новинет, силест и др.).
Чаще всего в терапии мастопатии используют гестагены. Учитывая патогенез развития мастопатии, эта терапия по существу является наиболее патогенетически обоснованной.
Прожестожель – препарат местного действия для перкутанного применения на область молочных желез, содержащий натуральный прогестерон в количестве 1 г прогестерона в 100 г геля.
Накожные его аппликации применяются с целью повышения концентрации натурального прогестерона в тканях молочной железы. Воздействуя на состояние эпителия и сосудистой сети, прожестожель не влияет на уровень прогестерона в плазме крови, и концентрация гормона в ткани в 10 раз больше, чем в системном кровотоке, что позволяет уменьшить применяемую по сравнению с пероральным путем введения дозу препарата. Показания к применению препарата: мастопатия и масталгия, обусловленная различными причинами (приемом оральных контрацептивов, гормонозаместительной терапией, нарушением эндогенной секреции гормонов и др.)
Дюфастон (дидрогестерон) – аналог природного прогестерона, который не обладает андрогенной, эстрогенной и кортикоидной активностью. Назначают в дозе 5–10 мг в сутки во 2-й фазе менструального цикла.
По данным некоторых авторов, не все больные с диффузными формами мастопатии должны подвергаться гормональному лечению. При отсутствии клинических данных о наличии генитальной патологии и нарушении эндокринной регуляции, проводить системную гормонотерапию, направленную только на лечение заболеваний молочных желез, нецелесообразно, за исключением тех случаев, когда все другие возможности исчерпаны.
В первую очередь в лечении и профилактике заболеваний молочных желез большое значение придается диетическим факторам. Известно, что характер питания может оказывать влияние на метаболизм стероидных гормонов. Диета, содержащая значительное количество жиров и мясных продуктов, приводит к снижению содержания в плазме крови андрогенов, повышению уровня эстрогенов.
На основании указаний Комитета по питанию и борьбе с раком Академии наук США рекомендуется в отдельные пищевые продукты добавлять компоненты антиканцерогенного действия (отруби, жирорастворимые витамины и др.). Особо важное значение придается достаточному содержанию в рационе витаминов, грубоволокнистой клетчатки, поскольку доказаны ее антиканцерогенные свойства. Соблюдение этих рекомендаций играет важную роль в профилактике заболеваний молочных желез, особенно для женщин старшего возраста (45–55 лет), когда резко возрастает частота онкологических заболеваний.
В комплекс лечения заболеваний молочных желез включают витаминотерапию. Наиболее часто применяют витамины группы А, Е, В и витамин D. Витамины способствуют нормализации функции яичников, надпочечников и щитовидной железы, стабилизируют деятельность периферической и центральной нервной системы, укрепляют иммунную систему организма, оказывают антиоксидантное действие. Дефицит витаминов может послужить пусковым механизмом в развитии мастопатии.
На протяжении последних 20 лет клиницисты обращают пристальное внимание на то обстоятельство, что гипоавитаминоз, особенно дефицит витамина А, может привести к образованию опухолей молочных желез и легких, что связано с нарушением синтеза белкового носителя, необходимого для мобилизации ретинола в печени. Считают, что выраженный противоопухолевый эффект ретиноидов основан на их способности препятствовать активизации канцерогенов в организме за счет иммуностимулирующего действия на уровне клеточного и гуморального иммунитета.
Витамин А содержится исключительно в животных продуктах – молоке, сливочном масле, яйцах, печени, рыбьем жире и др.
Известно, что существует зависимость между обеспеченностью организма витамином D (кальциферол) и риском развития РМЖ. Лабораторные исследования позволили установить, что витамин D обладает прямым антипролиферативным эффектом на опухолевые клетки и способствует их дифференциации. Кальциферол оказывает самое активное действие на минеральный обмен веществ, костеобразование, регулируя в тканях соотношение кальция и фосфора. Витамин D содержится в яйцах, рыбе, сливочном масле, маргарине.
Витамин С (аскорбиновая кислота) обладает многогранной биологической активностью: стимулирует деятельность желез внутренней секреции, кроветворение, усиливает адаптационные возможности организма, сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Механизм положительного действия аскорбиновой кислоты при заболеваниях молочных желез объясняется его способностью улучшать показатели иммунитета, повышать функциональную активность надпочечников, являющихся одним из важных звеньев защиты организма от стрессовых воздействий.
Важнейшая роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма принадлежит витаминам группы В.
Несмотря на то, что витамин В1 (тиамин) не обладает прямым канцерогенным эффектом, он представляет собой фармокотерапевтический препарат широкого спектра действия, который успешно применяется у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени, при нервно-психических расстройствах, невралгии, спазмах периферических сосудов. Поскольку заболеваниям молочных желез сопутствуют подобные расстройства, витамин В1 целесообразно включать в комплексное лечение.
Витамин В2 (рибофлавин) относится к окислительно-восстановительным ферментам, выполняющим функции транспорта водорода в процессе тканевого дыхания, является наиболее активным ингибитором возникновения опухолей. Учитывая достаточно выраженный дефицит витамина В2 у больных с недостаточной функцией щитовидной железы, данному контингенту особенно показан прием рибофлавина. Вместе с тем более чем у 40% женщин с мастопатией наблюдается гипотиреоз, в связи с чем витамин В2 должен входить в комплекс мероприятий, направленных на лечение ФКБ.
Таким образом, при дефиците витаминов повышается отрицательное воздействие на организм неблагоприятных экологических условий, вредных факторов производства, нервно-эмоционального напряжения и стресса, повышается чувствительность организма к радиации, сокращается продолжительность жизни. Следовательно, любой вид лечения больных с мастопатией целесообразно проводить на фоне витаминотерапии.
В консервативном лечении мастопатии широко используют адаптогены.Это группа веществ в основном растительного происхождения, которые обладают стимулирующим действием и повышают устойчивость организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды. К адаптогенам относятся: женьшень, элеутерококк, лимонник китайский, цветочная пыльца и др. Установлено, что адаптогены существенно повышают противоопухолевую резистентность организма, способствуют нормализации обменных процессов, повышают устойчивость организма к стрессорным воздействиям, стимулируют синтез ряда эндогенных биостимуляторов, активизирующих иммунную систему (интерферона, интерлейкина и др.).
Для лечения мастопатии часто применяются фито-гормоны – сложные соединения растительного происхождения, которые сходны по своему действию и структуре с половыми гормонами. Фитоэстрогены, или природные эстрогены, обладают потенциальной противораковой биологической активностью.
Типичные фитоэстрогены (лигнан и изофлавоны) в большом количестве присутствуют в сое, проросших зернах пшеницы, семенах, ягодах.
Специалистам в области профилактической медицины хорошо известен тот факт, что в странах Запада частота рака молочной и предстательной железы значительно выше, чем среди населения Юго-Восточной Азии. Со временем было установлено, что эта закономерность во многом объясняется высоким потреблением соевых продуктов в странах этого региона. И лишь недавно удалось идентифицировать и выделить те биологически активные вещества, которые обуславливают онкопрофилактическое действие соевых продуктов.
Речь идет о так называемом изофлавоне, представителями которого являются генестеин и даидзеин. Высочайшая концентрация генестеина содержится в растительном продукте, который с давних пор составляет основу традиционного японского питания, – в сое. При изучении физиологических свойств изофлавонов было установлено, что они обладают слабой эстрогенной активностью, что объясняет их антиатерогенное и антитромботическое действие, а также способность предотвращать возрастную резорбцию костной ткани и развитие остеопороза.
Многочисленные эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что высокое потребление пищевых волокон сопровождается снижением риска развития опухолей молочных желез. Механизм защитного действия растительной клетчатки объясняется тем, что пищевые волокна, являясь богатым источником лигнанов, метаболизируются кишечной микрофлорой с образованием высокоактивных фитоэстрогенов.
Широкое распространение получили различные фитотерапевтические сборы, которые в зависимости от поставленных задач обладают противовоспалительным, седативным, болеутоляющим, иммуномодулирующим действием.
Современная фитотерапия переживает очередной этап бурного развития. Это во многом обусловлено тем фактом, что препараты, созданные на основе лекарственных растений, обладают целым рядом преимуществ: хорошей переносимостью, низкой частотой побочных реакций, возможностью длительного применения, незначительным числом противопоказаний. Большим преимуществом растительных препаратов является возможность применения их как в качестве самостоятельной терапии, так и в сочетании с другими препаратами, поскольку нередко они обладают эффективностью, сравнимой с химиопрепаратами.
Одним из положительных качеств фитотерапии является тот факт, что растительные препараты действуют значительно мягче химически синтезированных гормональных средств, не обладая побочными явлениями, поэтому в некоторых случаях растительные препараты имеют преимущества перед применением сильно- и быстродействующих современных препаратов.
Опубликовано: webapteka.by 17 февраля 2016
РЕКОМЕНДУЕМ: