Поликистозные яичники
Вирильный синдром яичникового генеза возникает при поликистозных яичниках или маскулинизирующих опухолях яичников - арренобластоме, липоидоклеточных опухолях.
Термин «поликистозные яичники» объединяет патологию структуры и функции яичников на фоне нейрообменных нарушений. В яичниках повышается содержание андрогенов, нарушается фолликулогенез, что сопровождается ановуляцией, олигоме-норей, бесплодием, ожирением, гипертрихозом.
Синдром поликистозных яичников (СПКЯ). Термин СПКЯ утвержден в 1984 г. на заседании ВОЗ. Синдром поликистозных яичников является наиболее частой патологией среди форм эндокринного бесплодия (56,2%).
СПКЯ - мультифакторная патология, патогенез которой остается до конца неясным. Существует несколько теорий патогенеза СПКЯ. Особого внимания заслуживает теория, согласно которой со стороны гипоталамуса нарушен нейроэндокринный контроль за секрецией гонадотропных гормонов. В гипоталамической области нарушено образование нейротрансмиттеров, изменен цирхоральный ритм выделения гонадотропин релизинг гормона, что приводит к повышению индекса ЛГ/ФСГ.
Диагноз заболевания можно поставить на основании клинической картины, результатов ультразвуковых, гормональных, лапароскопических, морфологических исследований.
Клинические критерии СПКЯ: нарушения менструального цикла по типу олигоменореи (84-86 %), аменореи (10 %) или ДМК на фоне хронической ановуляции, которая составляет при данном заболевании 100 %. У подавляющего большинства больных диагностируется бесплодие, преимущественно первичное (71-98 %). Гирсутизм встречается у 45-60 % больных в связи с гиперандрогенией яичникового и/или надпочечникового генеза.
Повышение индекса массы тела выявляется практически у каждой второй больной СПКЯ.
Гормональные признаки СПКЯ: повышение индекса ЛГ/ФСГ у всех больных, увеличение уровня андрогенов, причем у каждой 3-й - сочетание повышенного уровня яичниковых и надпочечных андрогенов: уменьшение содержания прогестерона, характерное для ановуляции у всех больных.
Ультразвуковые признаки СПКЯ: уменьшение переднезадне-го размера матки при одновременном увеличении размеров и объема яичников (80-98 %). Яичниково-маточный индекс составляет более 3,5 у 82-90 % больных. Утолщенная оболочка и множество кист в паренхиме яичников отмечается у 86 % больных.
Лапароскопические критерии СПКЯ: двухстороннее увеличение яичников (90 %), гладкая, блестящая, плотная или утолщенная оболочка (92-97 %), выраженный сосудистый рисунок на поверхности оболочки яичника (91-100 %), множественные под-капсульные кисты, просвечивающие через оболочку; отсутствие свободной перитонеальной жидкости в позадиматочном пространстве (85-86 %).
Морфологические признаки СПКЯ - множество приморди-альных и кистозно-атрезирующихся фолликулов; отсутствие желтых и белых тел; утолщение белочной оболочки в два и более раз (82-97 %).
Разделение СПКЯ на три группы (центрального, надпочечни-кового и яичникового генеза) имеет определенную условность, так как абсолютные критерии для той или иной формы отсутствуют, а при длительном течении заболевания развиваются вторичные изменения.
Терапия больных СПКЯ имеет несколько направлений.
1. При наличии нейроэндокринных нарушений, ожирения, инсулинорезистентности показано снижение веса (с помощью диеты, иглотерапии, медикаментозных средств). При инсулино-резистентных состояниях проводится терапия гипогликемическими препаратами. После снижения массы тела на 15-20 % у женщин восстанавливается регулярный менструальный цикл, причем овуляторный - в 1/3 случаев; частота наступления беременности 3-5 %. При отсутствии овуляции проводится ее индукция под контролем ультразвуковой фолликулометрии. Терапия эффективна у 50 % женщин.
2. Пациенткам с надпочечниковой гиперандрогенией назначается дексаметазон под контролем уровня надпочечниковых гормонов в течение 6-12 месяцев. Наступление беременности на этом этапе возможно у 18-20 % больных. Стимуляция овуляции проводится с 5-го по 9-й день менструального цикла. В этой группе допустима регуляция менструального цикла с помощью ОК с 16-го по 25-й день менструального цикла курсами по три месяца с перерывом в течение одного месяца.
3. При наличии СПКЯ и гиперпролактинемии рекомендуются агонисты дофамина в течение 6 месяцев под контролем уровня пролактина и базальной температуры (определение восстановления овуляции). Наступление беременности на этом этапе лечения возможно у 32—45 % больных. С целью контрацепции им рекомендуются барьерные методы и ВМС.
4. У больных с СПКЯ на фоне гиперандрогении надпочечникового и яичникового генеза наиболее приемлемо и эффективно применение гормональных средств с антиандрогенной активностью.
Стимуляция овуляции является 2-м этапом терапии СПКЯ и проводится кломифена цитратом или его аналогами. При необходимости лечение осуществляется на фоне приема парлодела (отсутствие овуляции и нормальный уровень пролактина) или дексаметазона (преднизолона) при нормализации уровня андрогенов и отсутствии овуляции.
3 этап лечения больных с СПКЯ проводится при бесплодии на фоне ановуляции препаратами человеческого хорионического гонадотропина или препаратами чистого фолликулостимулирующего гормона.
Частота стимуляции овуляции при этом методе лечения составляет 70-85 %, беременность наступает в 45-58 % случаев.
Следует назначать малые дозы препаратов ЧМГ, что является профилактикой синдрома гиперстимуляции яичников.
Лапароскопия может проводиться пациенткам с СПКЯ после безуспешной гормональной терапии бесплодия для подготовки к повторной стимуляции овуляции и приводит к наступлению беременности еще у 30-35% больных.
Опубликовано: webapteka.by 04 мая 2011