Аллергия.. на косметику?

Папаин – это важный промышленный фермент, расщепляющий белки, он часто используется в пищевой и косметической промышленности. Ученые из 3 учебных заведений Вены - Исследовательского института Messerli в the University of Veterinary Medicine Vienna, the Medical University of Vienna и the University of Vienna – установили, что контакт человека или животного с папаином может вызвать серьезную аллергическую реакцию. Исследование было опубликовано в the Journal of Investigative Dermatology.

Папаин содержится в плодах папайи, его часто называют "растительным пепсином" по отношению к ферменту пепсину, который находится в желудке. Эрика Дженсен-Яролим (Erika Jensen-Jarolim), глава отдела сравнительной медицины в исследовательско м институте Messerli и ее команда обнаружили эффект папаина при его прямом воздействии на кожу мышей, а также на клетки кожи в чашке Петри. В косметической отрасли папаин применяют в отшелушивающих средствах для удаления омертвевших клеток кожи. Кроме того существуют ферментные шампуни для домашних животных, которые помогают очистить шерсть и сделать ее более мягкой для расчесывания.

Как папаин вызывает аллергию

Кожа состоит из нескольких слоев клеток, которые соединены между собой межклеточными соединениями, которые называются "плотными контактами". Авторы Каролайн Стремнитцер (Caroline Stremnitzer) и Кристина Манзано-Залаи (Krisztina Manzano-Szalai) в совместном проекте впервые показали, что папаин вызывает нарушения в этих межклеточных соединениях. Результатом такого воздействия является утрата кожей барьерной функции. "После короткого промежутка времени папаин повышает сосудистую проницаемость, а клетки, связанные с воспалением, инфильтрируют кожу", - объясняет Дженсен-Яролим. Примерно через 2 недели после воздействия папаина ученые обнаружили антитела к нему в организме мышей. Эти иммуноглобулины и являются причиной аллергической реакции на фермент. "У мышей было отмечено не только снижение барьерной функции кожи, но и специфическая сенсибилизация к папаину. Это означает, что у животных развилась аллергия", - отметила эксперт Дженсен-Яролим.

Волнение насчет папаин-содержащих продуктов

Нарушение барьерной функции кожи не является необходимым условием для развития сенсибилизации к папаину. "Фермент остается аллергеном даже при утрате ферментативной функции", - объясняет Дженсен-Яролим. Также она поясняет, что нарушение барьерной функции кожи имеет значение для проникновения в организм других аллергенов и бактерий. У человека и животных при атопическом дерматите, экземе повышается проницаемость кожи и имеет место повышение риска бактериальных, грибковых, вирусных инфекций. Кроме генетических факторов к подобным состояниям могут приводить аллергены-фермен ты из внешних источников. Поразительно, что папаин имеет огромное структурное сходство с важнейшими аллергенами клещей домашней пыли. Ученые пришли к выводу, что аллергические реакции на клещей домашней пыли следуют по такому же принципу. "Людям с чувствительной кожей и маленьким детям следует как можно дольше избегать фермента (европейский номер 3.4.22.2) и следить за тем, чтобы применяемые ими средства соответствовали декларации, регулируемой Евросоюзом 2000/13/EC", - говорит Дженсен-Яролим.

Опубликовано: webapteka.by 20 мая 2015