Туберкулез можно вылечить новой лекарственной молекулой

24 марта мировое сообщество отмечает как день борьбы с туберкулезом. В новом исследовании ученые сообщили о небольшой лекарственной молекуле, которая проявляет способность бороться с лекарственно-устойчивым туберкулезом без токсичных побочных эффектов.

Туберкулез (ТБ) – инфекционное заболевание, вызванное бактерией Mycobacterium tuberculosis. ТБ может поражать любой орган, но чаще он возникает в легких.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2013 году в мире туберкулезом заболело 9 млн человек, а 1,5 млн людей умерло от него.

Хотя ТБ излечим и предотвратим, угроза лекарственно-устойчивых форм микобактерий является огромной мировой проблемой. Нерациональное использование антибиотиков привело к возникновению новых штаммов микобактерий, которые являются устойчивыми к двум наиболее мощным противотуберкулезным препаратам – изониазиду и рифампицину.

В настоящее время ученые из Университета Джорджии (University of Georgia) в Афинах разработали небольшую молекулу лекарственного средства, которая может быть использована для лечения ТБ с множественной лекарственной устойчивостью, при котором традиционные препараты неэффективны.

Исследователи доложили о своих результатах в журнале Bioorganic and Medicinal Chemistry Letters.

Лекарство нарушает основные процессы воспроизводства микобактерий

Ведущий автор, доктор Васу Наир (Vasu Nair), директор Центра по изобретению лекарств в Университете Джорджии, говорит: "ТБ с множественной лекарственной устойчивостью быстро распространяется во многих частях мира. Существует огромная потребность в новых препаратах для лечения, и мы думаем, что обнаружили достойного кандидата в нашей лаборатории. Молекула вещества нарушает процессы воспроизводства бактерий".

Как и у многих живых организмов, процессы, которые сохраняют бактерии, как M. tuberculosis, живыми и функционирующими , основаны на 3 больших молекулах: ДНК, РНК и протеинах.

Проще говоря, ДНК – это место для длительного хранения информации, которая создает организм и все его клетки и обеспечивает его функционирование . Молекулы РНК, которые синтезируются на основе ДНК при необходимости, воспроизводят требуемые части ДНК для построения белков - рабочих лошадок в клетках.

Доктор Наир и его коллеги были заинтересованы одной особенной молекулой – ферментом, который помогает продуцировать РНК микобактерий и называется РНК-полимеразой. Без этой молекулы микобактерии не смогут синтезировать белки, необходимые им для выживания.

Команда ученых обнаружила соединение, прерывающее процесс синтеза РНК микобактерий посредством РНК-полимеразы. Это соединение в протоколах назвали "соединение 2". Оно является небольшой молекулой, которая связывается со специфическими аминокислотами и магнием в бактериальной клетке.

Двойной потециал – против ТБ и ВИЧ

Доктор Наир сообщает, что соединение останавливает рост и воспроизводство микобактерий, таким образом делая невозможным распространение инфекции. Он добавляет:

"Чрезвычаййно важно то, что соединение обладает очень низкой цитотоксичностью, что указывает на минимизацию вреда для организма".

Для того, чтобы понять, через сколько организм полностью очистится от соединения, были проведены обширные опыты на человеческих клетках и частях клеток. Доктор Наир говорит, что результаты были очень приятными: "Период полувыведения составляет немного более 14 часов, и выведение препарата осуществляется обычными процессами организм"».

Также команда была удивлена тем, что при проведении раннего тестирования соединение проявляло сильные свойства против ВИЧ.

Препарат двойного назначения против ВИЧ и ТБ – это очень волнующая перспектива, так как риск развития ТБ в 26-31 раз выше у ВИЧ-инфицированных людей, согласно данным ВОЗ.

Сейчас ведутся поиски партнеров, которые помогут разработать лекарственный препарат.

Опубликовано: webapteka.by 24 марта 2015